Главная Список Новости кино Статьи о кино Обратная связь Карта сайта
KinoAd.ru кинопортал

Статьи:
Новости:

К 80-летию Питера О’Тула



Слава пришла к актеру довольно быстро, едва ему исполнилось 30 лет и после первой же ведущей роли. «Лоуренс Аравийский» открыл ему дорогу к ведущим британским проектам, а в 1960-е годы О’Тулу доставались крупные образы, особенно в исторических постановках, где он как нельзя удачно вписывался в роль выразителя чаяний английской аристократии (что особенно примечательно для уроженца Ирландии, вдобавок сына медсестры и букмекера), как сугубо драматичных, так временами и комичных.

Невероятно красивый и ошеломляюще голубоглазый Питер О’Тул быстро встал в один ряд с другими экспортными звездами британского кино, популярными в начале 1960-х — Ричардом Бёртоном и Ричардом Харрисом. С обоими он фанател от регби и долгое время дружил. С Бёртоном же разделил довольно печальный рекорд в оскаровских неудачах. Оба актера множество раз были номинированы на премию Американской академии (О’Тул — целых восемь), но ни разу так и не выиграли. Присуждение почетной статуэтки в 2003-м ветеран сначала отмел, заявив, что «все еще в игре» (через три года он и правда снова был номинирован на «Оскар»), впрочем, поддавшись на уговоры, получил ее из рук Мэрил Стрип.

К юбилею великого актера КиноПоиск предлагает вспомнить те самые восемь ролей Питера О’Тула, так и не принесших ему заветной статуэтки, хоть и вполне того достойных.

— 1) «ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ» (1962)



Возможно, главный английский режиссер XX века, Дэвид Лин олицетворял в кино само понятие большого стиля. Начинал с комедий и мелодрам (а также ныне канонических экранизаций Диккенса), после он смог применить свой мощнейший изобразительный талант в эпическом жанре. Его прославили масштабные, обязательно продолжительные ленты с историческим уклоном, при этом всегда демонстрирующие подлинную живописность. «Лоуренс Аравийский» стал лишь четвертым фильмом О’Тула, но самым знаковым. Британский разведчик Т. Э. Лоуренс (внешнее сходство между ними было довольно очевидным) в исполнении актера до неприличия голубоглаз и блондинист, отчего действительно выглядит максимально инородно в той среде, куда ему велят погрузиться военные чины: в гущу противостояния арабов с турками. Завораживающие натурные съемки, впечатляющие сцены со всадниками, скачущими по временами похожему на топленое масло песку, бравый и сохраняющий элегантность даже в самых сложных ситуациях главный герой (не зря именно его выбирает своей ролевой моделью андроид Дэвид в «Прометее» Ридли Скотта) делают из «Лоуренса Аравийского» действительно монументальное и захватывающее зрелище.

— 2) «БЕКЕТ» (1964)



Британский актер и театральный постановщик Питер Гленвилл после своей изумительной драмы «Семестр испытаний», в которой он задействовал Лоуренса Оливье, для фильма «Бекет» смог заполучить сразу двух крупных национальных звезд. Основой для ленты стала пьеса Жана Ануя, построенная на известном историческом факте — конфликте между королем Генрихом II (О’Тул) и его близким другом Томасом Бекетом (Ричард Бёртон). В юности они вместе кутили, шлялись по борделям и всячески развлекались, однако лишь Бекет мог обуздывать многие замашки своего правителя, живущего импульсивными всполохами. Ради собственного благополучия и чтобы лишний раз продемонстрировать верность другу, Генрих назначает Бекета архиепископом. И вот уже бывший лорд-канцлер настолько проникается важностью новой должности, что отказывается блюсти интересы своего покровителя, тем самым обозначая разлом в их отношениях. Роль О’Тула, конечно, несоизмеримо выигрышнее более благородного и сознательного образа, доставшегося Бёртону. Последний здесь достаточно спокоен даже в начальных сценах, тогда как вся внешняя драма достается его коллеге, чудесно описывающего произошедшее между героями: «Наша дружба умерла… от внезапного сердечного приступа».

— 3) «ЛЕВ ЗИМОЙ» (1968)



В более популярной, чем «Бекет» исторической драме «Лев зимой» от режиссера Энтони Харви О’Тулу представился шанс снова сыграть Генриха II, только в более поздний период властвования. И опять за ту же роль он получил свою очередную номинацию на «Оскар», проиграв Клиффу Робертсону с фильмом «Чарли». Тем не менее в своей категории победила коллега О’Тула по картине Кэтрин Хепберн, воплотившая образ супруги Генриха — королевы Элеоноры (в «Бекете» вовсю третируемой монархом, а в «Льве» уже возвращающейся из ссылки). Здесь король борется не с другом, а с собственными отпрысками, в фильме Гленвилла еще мальцами, в продолжении истории выросшими и вовсю покушающимися на отцовский трон. По здравому рассуждению, Генрих должен был бы сделать приемником самого старшего и сознательного наследника — Ричарда (Энтони Хопкинс), но в силу прихоти (и, конечно, похоти — король непременно хочет оставить при себе французскую принцессу, ныне его любовницу) он настаивает на кандидатуре глупого принца Джона. Интриги в этой экранизации пьесы Джеймса Голдмена плетутся так ловко, что оторваться будет тяжело. О’Тул изумительно изображает расчетливого интригана, постаревшего, но яростного льва, впрочем, в два счета способного разобраться с молодыми соперниками.

— 4) «ПРОЩАЙТЕ, МИСТЕР ЧИПС» (1969)



Режиссерский дебют хореографа Херберта Росса, впоследствии набившего руку в мелодраматическом жанре. Его повторную экранизацию бестселлера «Прощайте, мистер Чипс» Джеймса Хилтона (одного из самых популярных американских писателей 30-х годов, чьи два главных романа, упомянутый и «Потерянный горизонт», были адаптированы довольно быстро с момента выхода) вряд ли можно назвать ошибкой, но скорее холостым выстрелом. Лента не смогла превзойти предыдущую версию, снятую Сэмом Вудом в 1939 году. Сейчас ремейк 1969-го почти забыт и фактически именно участие Питера О’Тула до сих пор вызывает к нему хотя бы чисто статистический интерес.

Это была четвертая оскаровская номинация актера и третий полученный им «Золотой глобус». Росс вместе с драматургом Теренсом Рэттиганом сильно изменил фабулу, расширил повествование и добавил музыкальных элементов. Песни к картине писал замечательный композитор Лесли Брикасс (позднее сделавший невероятные композиции к ленте «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» Мэла Стюарта), но все музыкальные номера в фильме получились довольно инертными, как и само развитие истории, имеющей кое-что общее с пьесой самого Рэттигана «Версия Браунинга». О’Тул играет мистера Чипса — учителя латинского языка в престижной школе. Он «сухарь», принципиальный, строгий, не терпящий возражений от учеников (которых не желает отпускать даже в преддверии каникул), хотя и довольно обходительный в неформальной обстановке. В лондонском мюзик-холле он впервые видит выступление певицы Кэтрин Бёрджесс (реальная поп-звезда Петула Кларк), с которой ему предстоит еще свидеться среди помпейских статуи, где между ними вспыхнет чувство, способное изменить всю жизнь чопорного мистера Чипса.

— 5) «ПРАВЯЩИЙ КЛАСС» (1972)



Второй фильм Питера Медака принес ему международную популярность. На счету «Правящего класса» попадание в основной конкурс Каннского фестиваля и одна оскаровская номинация — актерская. В этой адаптации пьесы Питера Барнса высмеивается британская аристократия. Хохмы безостановочно валятся уже с первых минут. Член палаты лордов Ральф Герни просит своего преданного дворецкого Такера повесить в спальне веревку. После аристократ остается в исподнем, надевает треуголку и балетную пачку, шепча скабрезности взбирается на лестницу и имитированием повешения вызывает у себя асфексию. Этот странный, но частый ритуал лорда оканчивается реальной смертью. За исключением 30 тысяч фунтов, отданных дворецкому (который после этого совсем пошел в разнос, постоянно накачивается спиртным и хамит богачам), все свое наследство аристократ оставляет сыну Джеку (Питер О’Тул). Логичное, в общем-то, решение, если бы не один нюанс. Джек содержится в психушке и считает себя Иисусом Христом. Появление наследника в доме вызывает немалое оживление других соискателей наследства. Едкость «Правящего класса» направлена как раз на них — внешне благонамеренных, но алчущих исключительно денег. По сравнению с местной аристократией обаятельный сумасшедший Джек выглядит самым приятным. Тем более, что чувство юмора герой явно не утерял, сообщая, что осознал себя Христом в тот момент, когда при молитве понял, что «разговаривает сам с собой», да и произошло это возле низкопробной пивнушки. Вдобавок картина смеется и над раскрепощенными «детьми цветов». О’Тул изображает новоявленного Иисуса как такого недохиппи, чьи разговоры постоянно уклоняются в интимные плоскости.

— 6) «ТРЮКАЧ» (1980)



Когда Мэрил Стрип вручала Питеру О’Тулу его единственный, почетный «Оскар», то про фильм «Трюкач» она сказала, что, «если уж в «Правящем классе» герой актера думает, что он бог, то в картине Ричарда Раша он не думает, а знает это, ведь он кинорежиссер». В СССР многогранный по своему замыслу «Трюкач» пользовался огромной популярностью, на родине прокатная судьба ленты сложилась не столь благоприятная, так как фактически широкого релиза проект не добился. Поэтому в США фильм Раша (автора некоторых культовых шестидесятнических лент, например, «Псих выходит» с Джеком Николсоном) просто не заметили, хоть и удостоили трех номинаций на «Оскар». Персонаж О’Тула, без сомнения, самый интересный в этой увлекательной драме. Приятный, но временами одержимый профессией постановщик, создающий зрелищный фильм о Второй мировой. На его съемочную площадку попадает скрывающийся от полиции Кэмерон (Стив Рэйлсбэк), благодаря своей отличной реакции и физической подготовке способный заменить погибшего каскадера. В трюковых сценах нить между реальностью и съемками теряется, отчего они кажутся будто всамделишными военными сценами.

— 7) «МОЙ ЛУЧШИЙ ГОД» (1982)



Несмотря на то что сюжет картины — вымысел, в основе «Моего лучшего года» лежат реальные события, в которых уж один-то персонаж точно угадывается с ходу. Режиссерский дебют актера Ричарда Бенджамина снят с подачи Мэла Брукса, полвека назад работавшего на телевидении и занимавшегося написанием скетчей. В одном из выпусков специальным гостем был Эррол Флинн — большая звезда 30—40-х годов, главный тогдашний экранный хлыщ, игравший в приключенческих фильмах, немалая часть из которых теперь незыблемая классика. Особого общения у Брукса с Флинном не получилось, зато этот опыт был переработал Деннисом Палумбо в сценарий.

Перед нами закулисье начальной телевизионной эры, в частности, творческая кухня популярнейшего скетч-шоу «Комедийная кавалькада», где все сцены разыгрываются вживую перед 20 миллионами зрителей. Очередная программа включает в себя звезду Алана Свона — героя приключенческих лент (отрывки его работ настолько ясно указывают на сходство с Эрролом Флинном, что никаких сомнений в отсылке не возникает). Свонн, конечно же, пользуется своим статусом и материальным благополучием: регулярно пьет и приударивает за любой встретившейся на его пути симпатичной девушкой, благо за эти годы он ни на грамм не растерял своего шарма. Общение голливудской легенды с мнительным еврейским сценаристом Бенджи, безусловно, несколько перевернет представления Алана о своем поведении, однако до того им вместе предстоит пережить довольно волнительные для сценариста похождения по вечернему Нью-Йорку.

— 8) «ВЕНЕРА» (2006)



Заключительная, полученная актером после длительного перерыва, оскаровская номинация ветерана мирового кино. Здесь уже 74-летний О’Тул играет престарелого и не особого успешного театрального актера Мориса. В его жизни остался только старый друг Ян, довольно нервный и не особо склонный к динамичному образу жизни. Простата Мориса тоже уже отказывает, зато он по-прежнему обаятельный и интересный собеседник. В лондонский дом Яна переезжает племянница, по идее, обязанная ухаживать за пожилым родственником. К разочарованию дяди, девушка оказывается простушкой, далекой от увлечения театром, зато планирующей стать моделью (это при не идеальной фигуре и отсутствии хоть какого-то опыта в данной сфере). Зато новоприбывшая родственница не пугает Мориса, быстро заводящего дружбу с девушкой и тем самым вносящего немалое разнообразие в собственную жизнь.

Публикация на сайте kinopoisk.ru

К 80-летию Питера О’Тула

Вы будете первым, кто прокомментирует это видео.

+Добавить комментарий


Логин: Почта:

Проверочный код:
Пока ее не было
Пока ее не было
Жизнь Пи
Жизнь Пи
Черный дрозд
Черный дрозд
Цель номер один
Цель номер один
Любовь по-взрослому
Любовь по-взрослому
Муви 43
Муви 43
Тепло наших тел
Тепло наших тел
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть
Прекрасные создания
Прекрасные создания
Что творят мужчины!
Что творят мужчины!
Джек – покоритель великанов
Джек – покоритель великанов
Семейка Крудс
Семейка Крудс
G.I. Joe: Бросок кобры 2
G.I. Joe: Бросок кобры 2
Гостья
Гостья
Обливион
Обливион
Стукач
Стукач
Транс
Транс
Кровью и потом: Анаболики
Кровью и потом: Анаболики
О чём молчат девушки
О чём молчат девушки
Мрачные небеса
Мрачные небеса
Легенда №17
Легенда №17
Очень страшное кино 5
Очень страшное кино 5
Железный человек 3
Железный человек 3
Стартрек: Возмездие
Стартрек: Возмездие
Великий Гэтсби
Великий Гэтсби
Форсаж 6
Форсаж 6
Форт Росс: В поисках приключений
Форт Росс: В поисках приключений
Домашнее видео
Домашнее видео
Оз: Возвращение в Изумрудный Город
Оз: Возвращение в Изумрудный Город
Предыдущая статья: Я познаю мир Следующая статья: Что делать темными ночами? Смотреть кино, конечно!
Жанры:
Сериалы:
Проклятый рай 2 сезон
[Проклятый рай 2 сезон]
Универ. Новая общага сериал
[Универ. Новая общага сериал]
Безумцы 1 сезон
[Безумцы 1 сезон]
Бедлам 1 сезон
[Бедлам 1 сезон]
Большие надежды 1 сезон
[Большие надежды 1 сезон]
Клиника 9 сезон
[Клиника 9 сезон]
Безумная любовь 1 сезон
[Безумная любовь 1 сезон]
Изгнание
[Изгнание]
Статистика:

Всего фильмов:8108



Не обилеченные:(1)
 

© 2012 KinoAd.ru Администрация не несет ответствнности за файлы размещенные на сайте.

наверх