Главная Список Новости кино Статьи о кино Обратная связь Карта сайта
KinoAd.ru кинопортал

Статьи:
Новости:

12 историй из жизни Леонида Гайдая30 ...

12 историй из жизни Леонида Гайдая

30 января кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет. Его давно уже нет, но его фильмы всегда с нами. Они были, есть и будут — потому что без комедии этот мир просто немыслим. Мы решили вспомнить о некоторых фактах из жизни Леонида Иовича — пусть, по количеству знаменитых стульев, их будет 12.

1. Пройдя войну, Гайдай поступил в студию при Иркутском областном драматическом театре. Закончив ее в 1947-м году, сразу вышел на сцену. Среди сыгранных ролей — Соленый в чеховских «Трех сестрах», Иван Земнухов в «Молодой гвардии» Фадеева, Винченцио в «Укрощении строптивой» Шекспира.

2. В 1949-м Гайдая приняли во ВГИК на режиссерский факультет. И почти сразу отчислили — после первого же полугодия! Якобы за «профнепригодность». Но на самом деле педагоги решили, что Гайдая, сложившегося к тому времени актера, «перевоспитать» будет труднее, нежели учить наново. Молодой студент сдаваться, однако, не собирался и принялся убеждать всех, что достоин продолжать обучение. Поддавшись уговорам, ректорат назначил ему испытательный срок — еще полгода. По счастью, после зимней сессии режиссерский курс взял под свое руководство Григорий Александров , постановщик таких легендарных фильмов, как «Веселые ребята» , «Цирк», «Волга-Волга» . Естественно, он был склонен придать своей мастерской комедийную направленность. Своими удачными — и смешными! — работами на учебной площадке Гайдай снискал благосклонность учителя, и об отчислении уже не вспоминали. Более того — Гайдай даже стал сталинским стипендиатом.

3. Работая режиссером-практикантом на музыкальной комедии Бориса Барнета «Ляна», Гайдай с удовольствием принял предложение режиссера показать также и свои актерские способности. Роль Алеши стала первым, но не последним появлением Гайдая на экране. Впоследствии он сыграл красного командира в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (кстати, в этом фильме дебютировал Александр Демьяненко , будущий гайдаевский Шурик). Еще — «мужа своей жены» в киноновелле «В пути» (представьте себе: поставившая ее Мери Анджапаридзе — мать Георгия Данелии !). Венец актерской карьеры всенародно любимого режиссера — роль в собственном фильме «12 стульев» . Что, не можете вспомнить, кого бы он там мог исполнить? Коробейникова!

4. Окончив ВГИК в 1955-м, Гайдай некоторое время проработал ассистентом режиссера Николая Фигуровского на фильме «Повесть об агрономе и директоре МТС» (в те времена у этой аббревиатуры была совсем другая расшифровка). Но ленту по производственным причинам законсервировали и до экранов она не дошла. Встал вопрос о дальнейших планах. В те годы директором «Мосфильма» был Иван Пырьев . Не давая пока Гайдаю самостоятельной постановки, он посоветовал ему поднабраться еще немного опыта в качестве второго режиссера. На выбор были предложены две запускающиеся в тот момент картины: комедия «Карнавальная ночь» и мелодрама по рассказам Владимира Короленко «Долгий путь» . Первую, как всем сегодня хорошо известно, ставил Эльдар Рязанов (будучи моложе Гайдая почти на пять лет), вторую — знаменитый театральный режиссер Андрей Гончаров . «Я думал: ведь мне надо набираться опыта, — вспоминал позже Гайдай. — А что мог дать тогда еще никому не известный молодой режиссер Рязанов без опыта работы с актером по лепке образов? Я взвесил всё это и пошел к Гончарову». А представьте, каков был бы расклад в истории советского кино, согласись он на «Карнавальную ночь»!

Так вышло, что после ряда конфликтов Гончаров с постановки ушел. Продолжать работу дирекция студии поручила… Леониду Гайдаю и его напарнику Валентину Невзорову. Так «Долгий путь» стал режиссерским дебютом 33-летнего Гайдая.

5. Вторую, уже полностью самостоятельную, картину Гайдая «Жених с того света» ждала очень трудная судьба. Едкая, злободневная сатира на бюрократическое общество, которое живому человеку предпочитает формальную бумажку, подверглась нещадной критике со стороны кинематографического начальства. Картину требовали переделать: внести идейно верные поправки, острые куски вырезать… В результате от полнометражного фильма осталась только 51 минута. Но и это увидели совсем немногие — ленте дали унизительно малый тираж копий. От всех расстройств, связанных с приемом его кинопамфлета, у режиссера открылась язва. «За комедию я больше не возьмусь», — говорил он тогда товарищам… Кстати, главные роли в фильме сыграли Ростислав Плятт и один из любимейших артистов Гайдая Георгий Вицин .

6. После такого идеологического провала Гайдай навеки мог остаться не у дел. Единственное, чем можно было вернуть доверие руководства, — это поставить картину с историко-революционным содержанием. Так появился «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича: рассказ о буксирном пароходе, проплывшем через две войны и продолжавшем служить людям. Режиссер этот фильм не любил, и сейчас его мало кто, наверное, помнит.

7. Когда в газете «Правда» был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника о незадачливых браконьерах, никто и предположить не мог, какое значение это будет иметь для отечественной культуры. Но вы-то уже всё знаете: Гайдай поставил по нему десятиминутную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс». «В том, что картина получится, я не сомневался, — признавался режиссер. — Но что она вызовет такой резонанс, соберет международные призы и прочее, я, конечно, не предполагал». Затем последовали «Самогонщики» — с теми же полюбившимися зрителям героями и… с очередной ролью самого Гайдая. Он играл — никогда не догадаетесь — жену Бывалого! Однако насладится всем комизмом «любовной пары» в лице худющего Гайдая и упитанного Моргунова зрителю было не суждено. По решению сверху сцену пришлось вырезать.

8. Успех троицы, состоящей из Труса, Балбеса и Бывалого, был настолько оглушителен, что, казалось бы, его хватит на десятки комедий, на всю жизнь. Но после «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Гайдай был иного мнения: «Материал отработан. Эксплуатировать его без повторов уже нельзя». И больше в его фильмах эти герои не появлялись (зато их позвали к себе Эльдар Рязанов и Евгений Карелов — в картины «Дайте жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка»). Еще одна из причин гайдаевского решения — разлад в группе. С самого начала у него не сложились отношения с Евгением Моргуновым — тот не хотел сниматься уже в «Самогонщиках». А повздорив с режиссером на съемках «Кавказской пленницы», актер навлек на себя такой гнев Гайдая, что из сценария тут же были вычеркнуты все не снятые эпизоды с Моргуновым. Сцен с участием тройки было запланировано еще довольно много, но Гайдай был непреклонен: история закончилась.

9. Это сейчас ясно, что «Бриллиантовая рука» — шедевр на все времена. А вот когда она только вышла на экраны и даже позже, спустя годы, умудренные критики писали о ней далеко не лестно. Они усиленно отмечали низкую смысловую содержательность картины, ее слабый эстетический уровень. Говорили, что Гайдая подвел вкус: ну куда это годиться — герой поскальзывается на корке! Или того хуже: один у другого удочкой трусы стягивает!.. И вообще: в основе большинства комедийных номеров фильма лежит откровенная недалёкость, если не сказать — скудоумие главного героя, советского, между прочим, человека! Безобразие!

10. В течение нескольких лет Гайдай обдумывал экранизацию «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Неоднократно проходил он с этой идеей по обязательным тогда инстанциям, но всё впустую. Но мысли о романе были и у Георгия Данелии , причем у того продвижение проекта прошло гораздо успешнее. Гайдаю, вроде бы, уже ничего не оставалось делать, как вдруг однажды к нему подошел сам Данелия. «Хочешь ставить «Двенадцать стульев»?» — «Это мечта моей жизни», — ответил Гайдай. «Тогда бери и начинай. Пока я готовился, у меня всё перегорело. Не знаю уже, как этот роман ставить».

Работа над фильмом также сопровождалась массой трудностей. Начать с того, что в первый съемочный день у ассистента режиссера почему-то не разбилась тарелка (есть такая традиция — на удачу). Гайдай был недоволен исполнителем главной роли Александром Белявским и после четырех (!) месяцев съемок принял решение сменить актера. На роль Остапа Бендера утвердили Владимира Высоцкого (!!). Но вновь — вот ведь совпадение! — не разбилась тарелка. И сразу после начала съемок Высоцкий оказался под запретом… В общей сложности на роль Бендера пробовалось тогда порядка ста человек, причем двадцать три актера даже прошли кинопробы. Среди них были Баталов , Евстигнеев , Табаков , Гафт , Козаков , Басов … Но в результате, как известно, заветная роль досталась Арчилу Гомиашвили . Тарелка, наконец, разбилась.

11. Известный комедиограф часто говорил, что хочет заняться «серьезным кино». В частности, он хотел поставить «Бег» по Михаилу Булгакову — не сложилось. Зато перенести на кинопленку другую булгаковскую пьесу Гайдаю разрешили — и появился фильм «Иван Васильевич меняет профессию» . Здесь тоже не обошлось без цензурных купюр. Так, в сцене приема шведского посла управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева первоначально ответил тому: «Мир и дружба». Но начальство сочло, что слова подобраны неверно, и их заменили на знаменитое «Гитлер капут!». А когда Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», ему отвечали: «Народ, ваше величество». И в той же сцене было: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». По просьбе председателя Госкино Филиппа Ермаша «народ» был заменен на «Во всяком случае, не мы», а «интеллигенцию» и вовсе убрали.

12. Леонид Гайдай не раз зарекался снимать комедийные фильмы. Но, не успев закончить одну комедию, тут же принимался за другую. Объяснял он это просто: «Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения. Курильщик, который собирается бросить курить, тоже говорит себе — это последняя сигарета, но рука сама тянется взять новую. Особенно если вокруг курят».

Максим Марков, http://www.filmz.ru/pub/2/26998_1.htm

12 историй из жизни Леонида Гайдая30 ...

Вы будете первым, кто прокомментирует это видео.

+Добавить комментарий


Логин: Почта:

Проверочный код:
Пока ее не было
Пока ее не было
Жизнь Пи
Жизнь Пи
Черный дрозд
Черный дрозд
Цель номер один
Цель номер один
Любовь по-взрослому
Любовь по-взрослому
Муви 43
Муви 43
Тепло наших тел
Тепло наших тел
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть
Прекрасные создания
Прекрасные создания
Что творят мужчины!
Что творят мужчины!
Джек – покоритель великанов
Джек – покоритель великанов
Семейка Крудс
Семейка Крудс
G.I. Joe: Бросок кобры 2
G.I. Joe: Бросок кобры 2
Гостья
Гостья
Обливион
Обливион
Стукач
Стукач
Транс
Транс
Кровью и потом: Анаболики
Кровью и потом: Анаболики
О чём молчат девушки
О чём молчат девушки
Мрачные небеса
Мрачные небеса
Легенда №17
Легенда №17
Очень страшное кино 5
Очень страшное кино 5
Железный человек 3
Железный человек 3
Стартрек: Возмездие
Стартрек: Возмездие
Великий Гэтсби
Великий Гэтсби
Форсаж 6
Форсаж 6
Форт Росс: В поисках приключений
Форт Росс: В поисках приключений
Домашнее видео
Домашнее видео
Оз: Возвращение в Изумрудный Город
Оз: Возвращение в Изумрудный Город
Предыдущая новость: 31 января в российском прокате стартуют 10 ... Следующая новость: Госпожа жестокость «Убийца» (Sicario)Режиссер Дени Вильнев «Макбет» (Macbeth)Режиссер Джастин Курцель «Визит» (The Visit)Режиссер М. Найт Шьямалан «Виктор Франкенштейн» (Victor Frankenstein)Режиссер П
Жанры:
Сериалы:
2,5 человека 4 сезон
[2,5 человека 4 сезон]
Люди Альфа 1 сезон
[Люди Альфа 1 сезон]
Вероника Марс
[Вероника Марс]
Как я встретил вашу маму 7 сезон
[Как я встретил вашу маму 7 сезон]
Дом лжи 1 сезон
[Дом лжи 1 сезон]
Анатомия страсти 2 сезон
[Анатомия страсти 2 сезон]
Месть Тони
[Месть Тони]
Лютер 1 сезон
[Лютер 1 сезон]
Статистика:

Всего фильмов:8108



Не обилеченные:(1)
 

© 2012 KinoAd.ru Администрация не несет ответствнности за файлы размещенные на сайте.

наверх